«Наконец-то стало выгоднее шить в России, а не в Китае»

Как российская текстильная и швейная отрасли переживают кризис последних двух лет? Какие у них перспективы развития? Об этом мы беседуем с Олегом Кащеевым, заместителем директора Департамента лесной и легкой промышленности Министерства промышленности и торговли РФ.
 
ОЛЕГ КАЩЕЕЕВ: зам. директора Департамента лесной и легкой промышленности Минпромторга РФ
 
— Олег Вячеславович, по нашим ощущениям, в первом полугодии 2010 г. наметилось оживление в производстве отечественной одежды: появились новые марки, нарасхват выпускники профильных вузов и колледжей, компании, занимающиеся продажами швейного оборудования, отмечают оживление спроса и т.п. Подтверждаются ли наши ощущения цифрами или пока рано говорить о положительных тенденциях?
 
— Вы в целом верно оцениваете ситуацию. Сегодня мы можем говорить о том, что по сравнению с первым полугодием 2009 г. легкая промышленность демонстрирует прирост объема производства – в среднем в пределах 10%. При условии, что нам удастся удерживать и наращивать меры по защите рынка, есть основания полагать, что результаты в 2010 г. не будут такими, как в предыдущем, когда спад в текстильной и швейной отраслях составил около 12%.
Мы вынуждены признать, что наиболее существенный спад произошел в текстильном секторе, особенно в льняной и шерстяной подотраслях. Во многом это объясняется не только кризисом, а технической и технологической отсталостью отрасли, отсутствием гибкой ассортиментной политики. Кризис лишь обострил стоящие перед отраслью проблемы.
 
— Сегодня многие сравнивают кризис последних двух лет с дефолтом 1998 года, давшим толчок развитию отечественного производства. Можно ли ожидать таких последствий на этот раз?
 
— Предоставляю возможность читателям самим сделать выводы на основании данных Росстата (см. таблицу ниже).
 
Лично я разделяю мнение многих экономистов, что причины и последствия этих двух кризисов абсолютно разные. Из таблицы видно, что еще до кризиса 2009 г. на протяжении ряда лет отрасль демонстрировала стагнацию, а по отдельным видам – падение объемов выпуска продукции. При этом вся произведенная в России продукция испытывала сильнейшую конкуренцию со стороны легальных и нелегальных импортеров, что часто приводило к нулевой рентабельность производства.
Понимая всю серьезность ситуации, в 2009 г. Минпромторг РФ разработал и утвердил Стратегию развития легкой промышленности на период до 2020 г. (подробнее с этим документом можно познакомиться на сайте www.minprom.gov.ru). В ней заложены два сценария – инерционный (о нем мы с вами даже и говорить не будем) и инновационный, согласно которому к 2020 г. доля легально произведенных отечественных товаров должна составить на российском рынке не менее 50%.
 
 
— В каком направлении нужно двигаться, чтобы инновационный сценарий стал реальностью?
 
— Можно выделить несколько основных моментов, которые требуют решения.
Прежде всего – это защита рынка от нелегального импорта. И здесь очень важно таможенно-тарифное регулирование. Создана Межведомственная комиссия по борьбе с контрафактной и контрабандной продукцией легкой промышленности. С начала 2010 г. ФТС стала использовать в отношении импортируемой обуви справочники индикативных цен и начала применять так называемые профили риска. Во многом именно это позволило российским производителям, несмотря на кризисный 2009 год, достичь роста объемов производства обуви по сравнению с 2008 г. на 2,3%, детской обуви – на 16,4%, кожгалантерейных товаров – на 28%. Считаю необходимым, чтобы данное начинание ФТС распространило и на другие виды товаров легкой промышленности.
Следующая проблема – это техническое переоснащение отрасли. Текстильное оборудование дорогостоящее, для его покупки собственники вынуждены привлекать кредитные средства. Государство возмещает часть затрат (в размере 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ) на уплату процентов по кредитам, полученным в российских банках. Обнулены ставки ввозных таможенных пошлин на импорт не производимого в России технологического оборудования, не взимается при пересечении границы с его стоимости НДС, обнулены ставки таможенных пошлин и на некоторые виды сырья (например, на хлопок). Выделяются средства на субсидирование процентов по банковским кредитам на сезонные закупки сырья и материалов.
 
Существенно увеличивается финансирование научно-исследовательских разработок в интересах отрасли – с 73,3 млн руб. в 2009 г. до 226 млн руб. в 2010 г. Без новых технологий развитие отрасли невозможно.
Чрезвычайно важны новейшие разработки и в области дизайна, конструирования, технологии обработки продукции текстильной, швейной и других подотраслей легкой промышленности. Наша продукция должна быть модной, иначе она не будет пользоваться спросом.
Если объемы производства в масштабах всей страны увеличатся, чрезвычайно остро встанет кадровая проблема. Уже сегодня в ряде регионов швеи входят в число наиболее востребованных специалистов. Нехватка рабочих рук связана с низкой заработной платой, которая в свою очередь обусловлена низкой рентабельностью производства (уровень рентабельности в текстиле составляет 5%, в швейной промышленности – 10–12%). Низкая рентабельность во многом результат засилья импорта, в том числе и нелегального. Замкнутый круг, который не так-то просто разорвать.
 
— В текстильной промышленности осталось немного предприятий, которые продолжают выпускать востребованную продукцию. Давайте обратим на них внимание наших читателей.
 
— В текстильной отрасли у нас традиционно сильны предприятия, выпускающие шерстяные ткани пальтовой группы. Это подмосковная «Купавна», Московская тонкосуконная фабрика им. Петра Алексеева, текстильная корпорация «Кросно» в Тюмени, компания «Руслана» в Брянске.
Ряд предприятий сохранил выпуск камвольных тканей – опять же «Кросно», «Руслана», специализирующаяся на тканях для школьной формы, «Павлово-Посадский камвольщик».
К сожалению, крайне мало предприятий, выпускающих хлопчатобумажные ткани костюмно-плательной группы. В основном в России производят ткани для постельного белья и рабочей одежды.
На долю льна приходится 2% от общего объема текстильного производства. Одежных тканей в этой группе мало прежде всего из-за отсутствия современного отделочного производства. Стратегия развития легкой промышленности, о которой мы говорили, предусматривает создание так называемых кластеров – региональных проектов по модернизации производства. В Вологодской области должен быть создан льняной комплекс полного цикла – от поля до прилавка. На его реализацию правительство области, инвесторы и предприятия уже израсходовали более 1 млрд руб. Заключен договор с ведущим российским дизайнером В. Юдашкиным на представление льняных тканей и одежды из них в его коллекциях. Подобные пилотные проекты по созданию комплекса переработки льна разработаны для Ярославской и Костромской областей.
В Ивановской области планируется наладить выпуск текстильных товаров на основе продуктов нефтепереработки. Это возможно в рамках интеграции с предприятиями нефтехимической промышленности Татарстана. Хочу отметить, что рентабельность продажи готовых изделий, и в первую очередь одежды из «нефти» (базовым сырьем для производства химических волокон и нитей служит именно нефть), почти в 100 раз превосходит рентабельность от продажи сырой нефти.
 
— Мы уже говорили о том, что швейная отрасль по сравнению с текстильной развивается быстрее. Какие сегменты «швейки» у нас традиционно сильные? Если можно, приведите примеры.
 
— Исторически сложилось так, что в России неплохо налажен выпуск мужских костюмов. И сегодня на этом рынке у нас есть ряд крупных предприятий: это московские фабрики «Большевичка» и «Мишелин», псковская «Славянка», швейное объединение «Александрия» в Краснодаре, Ивановская швейная фирма «Айвенго». Они выпускают неплохой ассортимент, находящий спрос у потребителей. Например, в моем гардеробе есть несколько костюмов отечественных производителей.
Традиционно хорошо развит выпуск головных уборов – это в очередной раз доказала выставка «Шапо», где было представлено много региональных компаний.
Производство женского белья у нас на хорошем уровне. Достаточно назвать московскую фирму «Черемушки». Многие западные компании, производящие белье, перенесли свои производства в Россию, поближе к конечному потребителю.
Детская одежда отечественного производства традиционно пользуется спросом. Предприятия, работающие в этом сегменте, платят пониженный НДС – 10%, что позволяет им развиваться опережающими темпами. Известные марки – «Нахаленок» (Москва) и, конечно же, Unistyle (Иваново).
 
— Как быстро российские швейники ощутили на себе последствия закрытия Черкизовского рынка?
 
— Уже через месяц после закрытия рынка количество заказов у российских швейников выросло. Сегодня многие швейные предприятия завалены заказами, даже не успевают их выполнять. Некоторые компании из тех, что отшивали свою продукцию в Китае, переносят производство в Россию. Это связано и с изменением ситуации внутри Китая – выросло внутреннее потребление, принят Закон о труде, поднявший минимальную оплату труда и заставивший думать об условиях производства, об охране окружающей среды и т.п. Так что сегодня размещать в Китае заказы на пошив небольших партий одежды становится нерентабельно. Плюс к этому подорожала логистика, изменились таможенные правила ввоза товаров. Все это способствует росту спроса на услуги российских швейников.
 
— Появятся ли когда-нибудь в России такие марки одежды, как Zara или H&M, которые будут производить модную одежду в среднем ценовом сегменте и успешно продавать ее не только в России, но и за рубежом?
 
— Думаю, что это обязательно произойдет. Но сегодня я бы не рассматривал это как первоочередную задачу. Для нас важнее победить контрафакт и контрабанду, вернуть отечественному легальному производителю утраченные им 39,8% внутреннего рынка. Пора нам стать на своем рынке не «гостями», а «хозяевами». Только достигнув доли в 51% (о чем, кстати, и говорится в стратегии развития отрасли до 2020 г.), мы сможем говорить о стратегической и экономической безопасности страны.
 
Только цифры
 2 трлн руб. – объем рынка продукции легкой промышленности в 2009 г. (по оценкам Росстата)
 33,1% – доля продукции легкой промышленности в общем объеме розничной продажи непродовольственных товаров в 2009 г.
 20,3% – доля российского легального производства товаров легкой промышленности
 39,9% – официальный импорт продукции легкой промышленности

 39,8% – незаконно произведенный и ввезенный на территорию РФ товар